1 сентября вступил в силу новый федеральный закон "Об образовании" |
В
России вступает в силу новый федеральный закон "Об образовании в РФ".
Как ранее отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, он
знаменует собой "принципиально новый этап развития в этой сфере".
Документ,
который пришел на смену двум устаревшим законам - "Об образовании" и "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1992 и 1996 годов
соответственно, - разрабатывался несколько лет. Впервые он был вынесен
на общественное обсуждение в мае 2010 года при бывшем министре
образования и науки Андрее Фурсенко и вызвал широкий общественный
резонанс. За два с половиной года в комитет Госдумы с поправками
обратились 600 тыс граждан. Законопроект претерпел изменения, однако,
при Фурсенко, который занимал свой пост в общей сложности более восьми
лет, так и не был принят. Приемка закона была проведена уже при нынешнем
министре образования Дмитрии Ливанове. Новый глава ведомства смог
осуществить принятие окончательной версии, находясь на своей должности
чуть более полугода.
Дмитрий Ливанов и Госдума
Однако,
"стремительное проведение реформы" не прошло бесследно. Так,
новоиспеченный министр настроил против себя представителей главных
политических партий страны. 9 апреля 2013 года КПРФ официально
потребовала от президента Владимира Путина отставки руководства
Минобрнауки.
"В Госдуме господин Ливанов отстаивал
правительственный закон "Об образовании", который во многих отношениях
ухудшает положение педагогов, детей и студентов", - подчеркивалось в
обращении. Чуть позже, 22 апреля, лидеры КПРФ, ЛДПР и "Справедливой
России" направили уже совместное обращение президенту РФ с просьбой
отправить Ливанова в отставку.
"Представители фракций Госдумы
дали негативную оценку деятельности Минобрнауки за отчетный период", -
констатировали тогда политики.
В свою очередь, сам глава
ведомства, не раз заявлял в СМИ о том, что система образования давно
нуждается в переменах, а реализация реформ в этой сфере является
болезненной, "поскольку требует честности в оценке качества, к чему в
России не привыкли".
Споры и волнения, связанные с документом, не
утихают до сих пор. В связи с этим, 27 августа спикер нижней палаты
Сергей Нарышкин поручил председателю думского комитета по образованию
Вячеславу Никонову следить за исполнением нового закона, организовав
специальный мониторинг. В его задачи входят "тщательное обобщение
информации, поступающей из регионов" и "своевременное реагирование на
все возникающие риски".
Перемены и традиции
Новый
закон "Об образовании" закрепляет следующие уровни образования:
дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется
один уровень профессионального образования: среднее профессиональное.
Высшим образованием является бакалавриат, специалитет, магистратура.
Аспирантура становится отдельным уровнем образования. МГУ имени
Ломоносова и СПбГУ приобретают статус "ведущих классических
университетов". Дошкольное и общее образование остается бесплатным,
высшее образование - бесплатным на конкурсной основе, если образование
данного уровня гражданин получает впервые.
В новом
законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения,
которое может быть использовано на всех уровнях образования. Определен
высокий статус учителя, установлено, что его зарплата не может быть
меньше средней по региону.
В школах России вводится единое
требование к школьной одежде. Также зафиксировано право учащегося на
получение индивидуального образовательного графика.
Закон изменяет и финансирование учебных заведений: теперь оно будет зависеть не от их статуса, а от набора и качества услуг.
Сегодня
в России осуществляют свою деятельность около 100 тыс учреждений
дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучаются
28 млн человек. В системе образования работают 5,2 млн человек. Общая
сумма расходов в этой сфере в 2013 году составила 3 трлн рублей. |
|