Федеральный компонент
Государственного стандарта начального образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иностранный язык
Место предмета в базисном учебном
плане.
В соответствии с «Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 года» федеральный
компонент государственного стандарта начального общего образования отражает
одну из актуальных потребностей современного общества – востребованность знания
иностранного языка. В учебный план начальной школы введен учебный предмет
"Иностранный язык", что законодательно закрепляет тенденцию более
раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение
иностранного языка начинается со второго класса. На его изучение выделяется 210
учебных часов (2 часа в неделю со второго по четвертый класс). По решению
Совета школы при наличии соответствующих условий часы на изучение иностранного
языка могут быть увеличены за счет регионального /школьного/ компонента.
Новизна подходов к отбору содержания
образования и методические аспекты деятельности учителя
Опыт изучения иностранного языка на первом этапе школьного обучения существует
давно, однако в массовой школе до настоящего времени этого учебного предмета в
базисном учебном плане не было. Это определило необходимость при отборе
содержания обучения учитывать условия, при которых вводится преподавание этого
предмета: тип школы, уровень развития учащихся массовой школы, готовность
учителя к преподаванию и др.
Личностно-ориентированная
направленность образования определила личностно-деятельностный подход к
языковому образованию, который расширяет развивающие возможности иностранного
языка как учебного предмета. Его изучение помогает сформировать у младших
школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические
представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами
иностранного языка.
Обратим, например,
внимание на реализацию личностно-деятельностного подхода в содержании
Обязательного минимума. Все содержание определено посредством возможных
достижений, выраженных в учебных умениях ученика в основных видах деятельности:
говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо и письменная речь (с.36-37).
Содержание раздела "Предметное содержание речи" пронизано идеей
социального развития ребенка: перед учителем поставлена задача приобщения
младших школьников к новому социальному опыту (знакомство с миром зарубежных
сверстников, фольклором, литературой страны, язык которой изучается),
воспитание положительного отношения к представителям других стран и др.(с.35,
36).
Для
решения этой задачи учитель может использовать различные методы и приемы
обучения. Например, разыгрывание типичных ситуаций иноязычного общения, участие
в театрализованных представлениях на иностранном языке, в том числе конкурсах
выразительного чтения, песен и т.п.
Очень важно, чтобы в процессе обучения
иностранному языку у младшего школьника развивалось положительное отношение, интерес
к этому предмету, осознание необходимости и важности его изучения. Личностный
смысл обучения иностранному языку в Государственном стандарте реализуется
благодаря следующим положениям:
•
учету возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, их
интересов, возможностей и потребностей;
•
вниманию к взаимосвязанному обучению основным видам речевой деятельности
(чтению, аудированию, говорению, письму);
•
осуществлению межпредметных связей, использованию художественной, игровой,
моделирующей деятельностей;
•
взаимосвязи в развитии речевых способностей школьников и их внимания, памяти
мышления и воображения; познавательных способностей детей при знакомстве с
новым языком, миром их сверстников в странах изучаемого языка.
Обучение четырем видам речевой
деятельности, соответственно, направлено на формирование элементарных речевых
умений и служат также способом введения ребенка в мир изучаемого языка. При
этом особое значение имеет организация учителем взаимодействия иностранного и
родного языка, так как цели развития речевых способностей на этих уроках
единые. Это взаимодействие проявляется также при формировании у школьников
элементарных лингвистических представлений и понятий.
При развитии у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов
деятельности следует особо обратить внимание на:
•
умения соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на
языковую догадку в процессе чтения, осуществлять наблюдение, сравнение и
элементарный анализ языковых явлений (звуков, букв, буквосочетаний, слов,
словосочетаний и предложений);
•
умения действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных
высказываний в пределах обозначенной тематики;
•
умения списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также
выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в
соответствии с решаемой учебной задачей, например, с целью формирования
орфографических, лексических или грамматических навыков; умение пользоваться
двуязычными словарями учебника, в том числе транскрипцией (только для
английского языка).
При
ознакомлении с Обязательным минимумом содержания обучения иностранному языку
разработчикам программ и средств обучения, учителям, переходящим к работе по
стандартам, необходимо обратить внимание на принципы отбора содержания
образования.
При отборе предметного
содержания иноязычной речи учитывалась психолого-физиологическая природа
младшего школьника воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.
Отобранная тематика позволяет удовлетворить его возрастную склонность к
коммуникативно-игровой деятельности, интерес к близкому окружению, желание
высказывать свои суждения, рассказывать, беседовать о семье, классе, любимых
занятиях и играх, временах года, животных и т.п.
Стандарт определяет коммуникативную направленность процесса овладения
иностранным языком как приоритетную цель обучения. Это проявляется, прежде
всего, в том, что выделена специальный раздел "Виды речевой деятельности
(речевые умения)", где содержание представлено деятельностно,
полифункционально и обеспечивает преемственность между всеми видами
деятельностей.
При выборе методики
обучения иностранному языку в условиях массовой начальной школы учитель должен
обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые для
детей младшего школьного возраста являются наиболее актуальными. Речь идет
прежде всего о дидактической и сюжетно-ролевой игре. Эти игры, участниками
которых являются, как правило, несколько учеников или весь класс, особенно эффективны
для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях
иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.
Целесообразно использовать
театрализованные игры (имитационные драматизации) – проигрывания учебных
диалогов, монологов, выразительное чтение рифмовок, инсценирование сказок, а
также мини-проекты занимательного характера, предполагающие включение
иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности (трудовую,
эстетическую).
Условия успешной реализации
образовательного
стандарта начального общего образования
по иностранному языку.
Введение обязательного изучения
иностранного языка на начальном этапе школьного обучения предъявляет высокие
требования к профессиональной подготовке учителя. Поскольку этот предмет будут
преподавать в основном учителя основной школы, то необходимо обратить особое
внимание на ознакомление с возрастными особенностями младших школьников,
спецификой методики обучения в начальной школе (формы реализации этих профессиональных
задач хорошо известны практическим работникам). Прежде всего, нужно обеспечить
сотрудничество преподавателя иностранного языка с основным учителем начальной
школы, который хорошо знает школьников, уровень их развития, интересы,
отношение к учебе и другие особенности. Только при этих условиях возможно
реализовать требования образовательного стандарта начального образования по
иностранному языку.
При наблюдении за речевым
развитием школьников на иностранном языке и оценивании результатов их учебной
деятельности важна ориентация на оценку учебных достижений учащихся. Учителю
иностранного языка следует помнить, что темп усвоения учебного материала у
младших школьников весьма различен, поэтому добиться положительных результатов
обучения у всех учащихся в одни и те же сроки не удастся. При выявлении
отставания отдельных школьников необходимо понять его психологические,
педагогические или методические причины и найти приемлемые дидактические
решения для их устранения.
Если учитель сам является
разработчиком авторской программы, то он должен познакомиться с текстом
Примерной программы, понять возможную логику раскрытия содержания стандарта в
авторском варианте.
Одним из условий перехода к работе по стандартам является материально-техническое
обеспечение.