Начальный курс
ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Примерная программа по
английскому языку создана на основе федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации
содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным
разделам курса, а также определяет предметное содержание речи, на котором
целесообразно проводить обучение. Она служит ориентиром для разработчиков
авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку
не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным
темам.
Структура документа
Примерная программа включает три
раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного
предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные
линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по
разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение иностранного языка в
общеобразовательных учреждениях страны начинается со II класса. Учащиеся
данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками,
что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими
затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В
свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных
способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи
учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию
общеучебных умений учащихся.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это
позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности,
свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает
возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение иностранного
языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и
готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с
носителями языка.
Английский язык как учебный предмет характеризуется:
-
межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из
разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии,
математики и др.);
-
многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладе-ние различными языковыми
средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим,
фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
-
многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство
приобретения знаний в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и
средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у
школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень
гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее
социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного,
полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет
лингвистический кругозор уча-щихся, способствует формированию культуры общения,
содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется
взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию
основ филологического образования школьников.
Основные содержательные линии
Первой содержательной
линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки
оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные
содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует
считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения
иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных
умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками
оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким
образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше
сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции
неразрывно связано и с социокультурными знаниями.
Все три указанные основные
содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство
учебного предмета «Английский язык».
Цели обучения
В процессе изучения английского языка
реализуются следующие цели:
•
формирование умений общаться на английском языке с уче-том речевых возможностей
и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в
говорении, аудировании, чтении и письме;
•
развитие личности, речевых способностей, внимания, мышле-ния, памяти и
воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским
языком;
•
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к
новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и
использования английского языка как средства общения;
•
освоение элементарных лингвистических представлений, дос-тупных младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском
языке;
•
приобщение детей к новому социальному опыту с исполь-зованием английского
языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с
зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы;
воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
•
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также их общеучебных умений.
Место
предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для
обязательного изучения иностранного языка на этапе начального общего
образования, в том числе во II, III, IV классах по 2 часа в неделю. При этом
примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме
10% (20-22 часа) для реализации авторских подходов, использования разнообразных
форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и
педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На данной ступени обучения
предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности
в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым
образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение
и элементарный анализ языковых явлений – звуков, букв, буквосочетаний, слов,
словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по
образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах
обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на
иностранном языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или
изменять в нем слова в соответствии с решаемой учебной задачей, например, с
целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков;
умение пользоваться двуязычным словарем учебника, в том числе транскрипцией.
Результаты обучения представлены в
Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три
компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся
знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа
умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности –
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
(204час)
Предметное содержание речи
Знакомство.
Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое
домашнее животное. Мой дом/квартира/комната. Праздники: день рождения, Новый
год. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения,
семья) – не менее 35% учебного времени.
Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день (в
зоопарке, цирке), каникулы – 15% учебного времени. Моя школа/ классная комната.
Школьные принадлежности, учебные предметы – 10% учебного времени. Страна/страны
изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные
города), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые
произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки) – 30% учебного времени.
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях
повседневного об-щения, а также в связи с прочитанным или прослушанным
произведением детского фольклора: диалог этикетного характера- уметь
приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться,
поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос- уметь
задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию-
уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить,
используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания - 2-3
реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого
языка.
Составление небольших
монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание
предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на
картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи
учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших
простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой
на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1
минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов,
построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в
словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов,
содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих
отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени
главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного
словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в
текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец
поздравления, короткого личного письма.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы английского алфавита,
основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции.
Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов,
вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех
звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения :
долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце
слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в
слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах,
предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные
особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и
специальный вопрос) предложений.
Лексическая сторона речи.
Лексические
единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в
объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного)
усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и
реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих
стран. Начальное представление о способах словообразования: аффиксации
(например, существительные с суффиксом -er,-or), словосложении (postcard),
конверсии (play – to play). Интернациональные слова (например, doctor, film).
Грамматическая сторона речи.
Основные коммуникативные типы
предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и
специальный вопрос, вопросительные слова: what, who, when, where, why, how.
Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения.
Предложения с простым глагольным сказуемым (She speaks English.), составным
именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to play. He can skate well)сказуемым. Побудительные
предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don’t be
late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It’s five o’clock.). Предложения
с оборотом there is/there are. Простые распространенные предложения.
Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами «and» и «but».
Правильные и неправильные глаголы в
Present, Future, Past Simple (Indefinite). Неопределенная форма глагола.
Глагол-связка to be. Вспомогательный глагол to do. Модальные глаголы can, may, must, have to.
Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу,
а также исключения) c неопределенным, определенным и нулевым артиклем.
Притяжательный падеж существительных. Прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения.
Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные,
вопросительные, указательные (this/these, that/those). Количественные числительные
до 100, порядковые числительные до 20. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения английского
языка ученик должен
знать/понимать
• алфавит, буквы,
основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
•
основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
•
особенности интонации основных типов предложений;
•
название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
•
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений
страны/стран изучаемого языка;
•
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и
форме);
Уметь
•
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных
текстов с опорой на зрительную наглядность;
•
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление,
благодарность, приветствие);
•
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и
отвечать на вопросы собеседника;
•
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
•
составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по
образцу;
•
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая
правила произношения и соответствующую интонацию;
•
читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5
с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае
необходимости двуязычным словарем;
•
списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в
него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
• писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на
образец; использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в
практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями
английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития
дружелюбного отношения к представителям других стран;
•
преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства
общения;
•
ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами
художественной литературы на английском языке;
• более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.
1 - Распределение часов по темам условно
и связано с концентрическим изучением тематики во II-IV классах.
2 - Все речевые умения развиваются
во взаимосвязи, но их удельный вес в учебно-воспитательном процессе различен:
устная речь (говорение и аудирование) - 50%, чтение - 35%, письмо - 15%
учебного времени.