Элективный курс по английскому языку
«Культуроведение Великобритании»
в 11 классах
(разраб. В.В. Сафонова, П.В. Сысоев по программам общеобразовательных учреждений Москва Астрель 2007)
Учитель: Бахтюрина Т.Г.
первая квалификационная категория
2014-2015 уч. год
КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся старших классов, изучающих английский язык и имеющих основные знания об англоязычных странах.
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком.
Страноведческое содержание этого курса направлено на обеспечение возможности изучать национальную культуру английского и американского народов.
В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, развивающим, все виды речевой деятельности. Ведущим остаётся чтение и аудирование.
Знакомство с культурой станы происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Содержание курса тесно связано с такими предметами, как география, история и музыка.
Цель курса – содействие формированию социокультурной коммуникативной компетенции учащихся на основе базового владения английским языком; дальнейшее совершенствование языковых навыков и умений, различных видов речевой деятельности и форм речи (устной, письменной, диалогической и монологической),
Задачи курса:
- создание условий для повышения информированности учащихся о странах изучаемого языка;
- показать роль англо-говорящих стран, их культуры и экономики, а также значение иностранного языка в диалоге культур;
- обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой;
- формирование речевых навыков, обеспечивающих познавательно-коммуникативные потребности учащихся;
- развитие умений собирать, систематизировать страноведческую информацию;
- развитие умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры;
- способствовать воспитанию у детей понимания и уважения к другой культуре;
- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся.
Принцип построения курса: интеграция, опора на творческий метод, развитие аутентичных навыков.
Принципы отбора материала:
1.Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами английской грамматики и способностью использовать английский язык как средство познания мира.
2.Преемственность. Материал логично вырастает из всех страноведческих материалов языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
3.Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами англоязычных авторов
4.Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с действительностью англоязычных стран, для формирования мировоззрения, совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, то есть для реализации современного метода творчески и коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам.
Отличие данного курса от базового.
В данный курс включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни общества, которые не освещались или недостаточно освещались в предыдущих классах: литература, музыка, религия, средства массовой информации, медицина, образование, положение страны в мире.
Структура и содержание курса.
Курс рассчитан на 68 часов и состоит из : вводного занятия (1 ч.), 11 тематических разделов (от 3 до 7ч.) и повторения (1ч.)
Учебно-тематический план
11 класс
№ п/п
|
Тематический раздел
|
Кол-во
часов
|
1
|
Образование
|
7
|
2
|
Культура
|
6
|
3
|
СМИ
|
7
|
4
|
Политика
|
7
|
5
|
Этика
|
6
|
6
|
Повторение
|
1
|
Всего уроков:
|
34
|
Требования к уровню знаний.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- выбирать информационно оптимальный вариант схематизированного преобразования информации содержащейся в тексте;
- вести краткие записи прослушанного с опорой на ключевые слова, читать со словарем тексты страноведческого характера;
- подготовить выступление на английском языке;
- сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры;
- оппонировать и защищать свою позицию при беседе.
Учащиеся должны знать:
- языковые нормы изучаемого языка;
- об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.
Учащиеся должны применять полученные знания и умения на практике.
Формы контроля и система оценивания.
Систем оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.
В начале курса обучения проводится викторина (Quiz) с целью выявления уровня знаний учащихся и пробелов в знаниях. В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, составление и решение кроссвордов, викторины, составление сравнительных таблиц, перевод, подготовка устных сообщений, мини-сочинение, учебная дискуссия.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчётности, как создание проекта в среде Power Point и его устная защита.
Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», 75% и выше – «хорошо», 60% и выше – «удовлетворительно», ниже 60% - «неудовлетворительно».
Для получения зачёта по данному элективному курсу учащимся необходимо выполнить итоговый тест по изученному материалу на оценку «хорошо» или «отлично», создать проектную работу в среде Power Point не менее 15 слайдов и устно защитить работу.
Список используемой литературы:
- В.В. Сафонова , Английский язык. Элективные курсы. «Культуроведение Великобритании. Культуроведение США»-10-11 кл. Москва, Астрель-2007 г.
- Великобритания./Отв. ред. И.П.Фаминский. – М.: Междунар. отношения. 1990. – 160 с.
- Кубарьков Г.Л., Тимощук В.А. 1000. Сборник новых тем современного английского языка. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2005. – 1184 с.
- Ощепкова В.В. США. География, история… М.: Лист, 1999 – 190 с.
- Рыбкина. Е.А. Новая Зеландия. СПб.: КАРО, 2001. – 192 с.
- Сааринен Л., Рыбкина Е. Канада. Пособие по страноведению. СПб.: КАРО, 2000. – 238 с.
- Томахин Г.Д. Англия. ИЯШ № 2, 1989, с.99;. № 3, 1989, с.87; № 5, 1989, с.75.
- Томахин Г.Д. Северная Ирландия. ИЯШ № 3, 1991, с.88.
- Томахин Г.Д. Уэльс. ИЯШ № 3, 1990, с. 90.
- Томахин Г.Д. Шотландия. ИЯШ № 5, 1900, с.94; № 6, 1990, с.87.
- Химунина Т.Н., Конон Н.В., Уолш И.А. В Великобритании принято так. Л.: Просвещение, 1875. – 295 с.
- http://en.wikipedia.org
Содержание курса
№
п/п
|
Название темы
|
Содержание
|
Формы работы
|
1
|
Образование
|
Британское школьное и высшее образование История становления. Особенности.
|
Рассказ учителя c использованием презентации Power Point. Работа с лексикой. Чтение с выделением главной информации. Выполнение тестовых заданий. Составление таблицы сравнения систем образования России и англоязычных стран.
|
2
|
Культура.
|
Живопись. Галереи. Музыка и музыканты. Литература.
|
Рассказ учителя c использованием презентации Power Point. Работа с лексикой. Просмотр видеофильма. Чтение текста с извлечением главного. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление и выполнение тестовых заданий.
|
3
|
СМИ
|
СМИ в современном мире. Их влияние. Возможности Интернета в ознакомлении с содержанием газет. Телевидение. Радио.
|
Рассказ учителя c использованием презентации Power Point. Работа с лексикой. Чтение с выделением главной информации. Выполнение тестовых заданий.
|
4
|
Политика
|
Монархия. Правительство. Парламент. Федеральное правительство. Конституция. Политические партии. Гимн. Герб. Флаг.
|
Рассказ учителя c использованием презентации Power Point. Работа с лексикой. Аудирование аутентичных текстов. Групповая работа: поэтический перевод гимнов. Составление таблицы сравнения фактов политической системы России и англоязычных стран. Учебная дискуссия на тему “ Влияние людей на ход истории и развития страны
|
5
|
Этика
|
Сотрудничество и общение двух наций. Поведение в иноязычной среде.
|
Рассказ учителя c использованием презентации Power Point. Работа с лексикой. Чтение с выделением главной информации. Выполнение тестовых заданий. Аудирование аутентичных текстов. Групповая работа.
|
6
|
Повторение
|
Обобщение изученного материала.
|
Тест “Что ты знаешь об англоязычных странах?”, создание проекта.
|
Поурочное планирование
№ п/п
|
№п/п
|
Тема урока
|
Дата
|
Корректировка
|
1 триместр 10 часов
|
1
|
1
|
Этапы становления британской системы школьного образования.
|
03.09.14
|
|
2
|
2
|
Особенности современного британского школьного образования.
|
10.09.14
|
|
3
|
3
|
Особенности современного британского школьного образования.
|
17.09.14
|
|
4
|
4
|
Особенности системы высшего образования в Британии.
|
24.09.14
|
|
5
|
5
|
Особенности системы высшего образования в Британии.
|
01.10.14
|
|
6
|
6
|
Неформальное образование
|
15.10.14
|
|
7
|
7
|
Неформальное образование
|
22.10.14
|
|
8
|
1
|
Галерея британских поэтов.
|
29.10.14
|
|
9
|
2
|
Межкультурный диалог русских и английских писателей
|
05.11.14
|
|
10
|
3
|
Изучение литературы в школах
|
12.11.14
|
|
2 триместр 11 часов
|
11
|
4
|
Галерея живописи
|
26.11.14
|
|
12
|
5
|
Вклад британских живописцев в мировой фонд культуры
|
03.12.14
|
|
13
|
6
|
Истоки английской музыки
|
10.12.14
|
|
14
|
1
|
Британские СМИ
|
17.12.14
|
|
15
|
2
|
Два типа газет
|
24.12.14
|
|
16
|
3
|
Два типа газет
|
14.01.15
|
|
17
|
4
|
Интернет и британская пресса
|
21.01.15
|
|
18
|
5
|
Национальные каналы
|
28.01.15
|
|
19
|
6
|
Национальные каналы
|
04.02.15
|
|
20
|
7
|
Радио
|
11.02.15
|
|
21
|
1
|
Ориентиры британской демократии
|
25.02.15
|
|
3 триместр 13 часов
|
22
|
2
|
Парламентские партии
|
04.03.15
|
|
23
|
3
|
Выборы
|
11.03.15
|
|
24
|
4
|
Профессиональные лобби
|
18.03.15
|
|
25
|
5
|
Современная британская монархия
|
25.03.15
|
|
26
|
6
|
Современная британская монархия
|
01.04.15
|
|
27
|
7
|
Российско-британское сотрудничество
|
15.04.15
|
|
28
|
1
|
Поведение иностранца в англоязычной среде
|
22.04.15
|
|
29
|
2
|
Британцы глазами русских
|
29.04.15
|
|
30
|
3
|
Британцы глазами русских
|
29.04.15
|
|
31
|
4
|
Русские глазами британцев
|
06..05.15
|
|
32
|
5
|
Русские глазами британцев
|
06.05.15
|
|
33
|
6
|
Русские глазами британцев
|
13.05.15
|
|
34
|
1
|
Повторение
|
20.05.15
|
|
|